Что
такое связная речь?
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Смотреть далее...
Что такое диалог и монолог?
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Смотреть далее...
Взаимосвязь диалогической и монологической речи.
Несмотря на
существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.
В процессе общения
монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может
приобретать диалогические свойства.
Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Смотреть далее...
Что такое ситуативная и контекстная связная речь?
Связная речь может быть
ситуативной и контекстной.
Ситуативная речь
связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания
мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой
рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные
местоимения. Смотреть далее...
Особенности развития связной речи в раннем дошкольном детстве.
Развитие связной речи
происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением
детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном
периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе
непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей
связной речи.
В эмоциональном общении
взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или
неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка
обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова,
которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша
обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым
аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Смотреть далее...
Развитие
связной речи в дошкольном возрасте.
В младшем дошкольном
возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах
речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие
часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.
В рассказах ребенка
переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность
фактами из личного опыта. Ситуативность речи не является абсолютной
принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то
более ситуативной, то более контекстной. Смотреть далее...
Виды диалогической и монологической речи, актуальные в дошкольном возрасте.
Диалог – это разговор двух, трёх и более человек.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений необходимых для общения. Включает несколько групп диалогических умений: собственно речевого умения; умения речевого этикета; умения общаться в паре, группе 3-5 человек, в коллективе; невербальные (неречевые) умения.
Диалогическая речь включает два вида речи: разговор и беседа. Смотреть далее...
Неподготовленная и подготовленная беседа как метод развития речи дошкольников
Диалог — разговор, беседа — является
основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом
общении (неподготовленная беседа), 2) на специальных занятиях(подготовленная
беседа). Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и
является базой для естественного развития произносительных, грамматических
навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи.
Диалогу учат на специальных занятиях, в свободном же общении ребенок вступает в
диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в
детском саду. Смотреть далее...
Методика развития способности
пересказывать
Дошкольное детство – период, когда
особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно
организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми
навыками. Обучение пересказу способствует обогащению
словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом
совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и
целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы
позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к
лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности
оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой
норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности:
доброту, отзывчивость, толерантность и др. Смотреть далее...
Методика формирования способности составлять описательные рассказы.
Учить ребенка рассказывать - это значит
формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу
развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с
формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим
образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова
содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего
содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению
значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности
комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и
значение». Смотреть далее...
Методика формирования способности к творческому рассказыванию.
Составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно
продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму,
соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса
слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию,
развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой
замысел.
Существуют различные варианты творческого рассказывания. Смотреть далее...
Развитие
связной речи в условиях семьи.
Речь представляет собой сложную
систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь
внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь -
это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от
других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к
собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи - это
общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых
патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи - той
самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и
поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой
ситуации. Смотреть далее...
Комментариев нет:
Отправить комментарий